Ростех впервые показал комплекс противодействия дронам «Сапсан-Бекас»
Ростех впервые показал комплекс противодействия дронам «Сапсан-Бекас»
Искусственные мышцы научили работать на глюкозе и кислороде, подобно настоящим
Искусственные мышцы научили работать на глюкозе и кислороде, подобно настоящим
Из озера в США выловили 100-летнюю «золотую рыбку»
Из озера в США выловили 100-летнюю «золотую рыбку»
AMD удалось потеснить NVIDIA на рынке видеокарт в первом квартале
AMD удалось потеснить NVIDIA на рынке видеокарт в первом квартале

Небесная малолитражка: ЕС120 «Колибри»

В международный консорциум вошли три фирмы: китайская CATIC, сингапурская Singapore Technology Aerospace и Eurocopter. При этом европейская компания сама по себе имеет «двойное», французско-немецкое, гражданство, поэтому звание интернациональной машины вертолет заслужил.

Разработка «Колибри» началась в феврале 1990 года. Для каждой из участвующих сторон сразу же был определен «фронт работ»: Eurocopterосуществлял изготовление несущего винта и трансмиссии, за фюзеляж и шасси отвечали китайские специалисты, а разработка хвостовой балки досталась сингапурцам. Финальная сборка и отладка всех систем и узлов должна была производиться на европейских заводах. В свой первый полет «Колибри» отправился 9 июня 1995 года, а в серийное производство новый вертолет был запущен в феврале 1998 года. Предполагаемый объем выпуска был запланирован в количестве тысячи машин, но в случае стабильного спроса, не исключалось увеличение тиража.

Вертолет был построен по однодвигательной схеме, с трехлопастным несущим винтом и рулевым винтом типа «фенестрон». Последний был выполнен с учетом всех современных разработок и исследований, что позволило добиться значительного улучшения характеристик и заметно снизить уровень шума. Во многом благодаря этому «Колибри» считается одним из самых «тихих» вертолетов в мире. В качестве силовой установки был выбран газотурбинный двигатель Turbomeca TM319 Arrius 1B1 мощностью 500 л.с.

Фюзеляж изготовлен из композитных материалов с цельнометаллической центральной частью. В общей кабине размерами 1,8х1,5х1,3 метра размещаются один пилот и четыре пассажира. В целом, вертолет получился достаточно компактным: диаметр несущего винта — 10,2 м, длина фюзеляжа — 11,54 м, ширина — 2,1 м, а высота — 3,27 м. Характеристики пусть и не поражали воображение, но были вполне приемлемыми, особенно для однодвигательного вертолета: максимальная взлетная масса — 1750 кг, масса нагрузки — 700 кг, максимальная скорость — 278 км/ч, динамический потолок — 4875 м, дальность полета — 740 км.

Удешевление роботов, их возрастающая доступность делают возможным развитие программного обеспечения для них. Так, в последние 5 лет возникли специальные операционные системы для роботов — ROS, Urbi, NAO OS. Обычно они основаны на Linux и включают в себя модули зрения, речи, взаимодействия с механикой робота. Открываются магазины приложений для роботов — наподобие AppStore и Google Market, пока в них почти все приложения бесплатны. Появляются робототехнические симуляторы, учитывающие физику и содержащие обширные библиотеки моделей роботов.

Вертолет предполагалось использовать для патрулирования, пассажирских и санитарных перевозок и, само собой, не исключался «призыв» на военную службу. Вертолеты этой «весовой категории» обычно используются в качестве учебно-тренировочных и нередко участвуют в соревнованиях. Например, в Испании существует даже пилотажная группа, выступающая на «Колибри».

В России этот вертолет пользуется большой популярностью в различных авиашколах и у авиаперевозчиков. Однако встречаются и частные машины, принадлежащие людям, которым, видимо до смерти надоели извечные московские пробки и запруженные вереницами «чайников» и дачников загородные шоссе. Это неудивительно, так как личный вертолет в России уже перестает быть роскошью и становится средством передвижения. Особенно если этот вертолет «Колибри» — машина относительно недорогая, удобная и надежная.

Первые кадры сверхбыстрого вертолета SB>1Defiant, который может прийти на смену знаменитому Black Hawk
Первые кадры сверхбыстрого вертолета SB>1Defiant, который может прийти на смену знаменитому Black Hawk
В России будет создан проект скоростного боевого вертолета
В России будет создан проект скоростного боевого вертолета
Создана нейросеть для составления резюме по фото
Создана нейросеть для составления резюме по фото
Собак научили выявлять приступы эпилепсии по запаху
Собак научили выявлять приступы эпилепсии по запаху
Частота обновления игрового монитора AOC Agon AG272FCX6 достигает 165 Гц
Частота обновления игрового монитора AOC Agon AG272FCX6 достигает 165 Гц
Уникальный европейский вертолет приблизился к моменту первого полета
Уникальный европейский вертолет приблизился к моменту первого полета